Работа психологической службы школы в системе профильного обучения 04.10.2016

Одна из задач психологической службы – это деятельность по определению индивидуальных особенностей...

Работа психологической службы школы в системе профильного обучения.

Одна из задач психологической службы – это деятельность по определению индивидуальных способностей...

Работа психологической службы школы
в системе профильного обучения

Одна из задач психологической службы – это деятельность по определению индивидуальных способностей каждого учащегося и разработке рекомендаций для педагогов и родителей о том, как эти «способности» должны помогать, а не мешать в деле обучения, воспитания и развития личности.

Первая реальная жизненно важная проблема, с которой сталкиваются ученики средних и старших классов, - проблема выбора будущей профессии. Значение выбора будущей профессии школьники начинают осознавать уже при переходе из среднего звена в старшее. К 15-18 годам индивидуально-личностные особенности приобретают достаточную определенность, стойкость и могут рассматриваться как реальные условия, с которыми приходится считаться при проектировании жизненного пути. В школе реализуется профильное обучение, которое охватывает именно этот возраст.

Профильное обучение позволяет старшеклассникам выбирать какие предметы они хотели бы изучать более углубленно для поступления в выбранные ими ВУЗы. Вместе с этим, благодаря системе профильного обучения, у подростка появляется возможность ближе познакомиться с миром профессий и определить для себя профессиональную сферу более осознанно.

Задача психолога помочь учащимся сделать правильный выбор профильного обучения.

На этот выбор влияют: индивидуально-личностные особенности подростков (интересы, склонности, способности), достигнутые ими успехи в учении, проектируемая профессия (на основе ожиданий родителей, социальных изменений, происходящих в обществе). Нередко на выбор профильного обучения влияют мнения сверстников, ближайшего окружения, авторитет учителя, случается, что собственные интересы противоречат мнению родителей и окружающих, что может вызвать тревожность, эмоциональную напряженность и даже конфликтную ситуацию. Психологическая служба школы ставит целью выявить истинную мотивацию выбора профиля, помочь в данном выборе, при необходимости скорректировать, снизить эмоциональную напряженность и конфликтность.

Психологическая служба осуществляет сопровождение выбора профильного направления, в рамках которого осуществляется предпрофильная подготовка, включающая в себя:

  1. Диагностику:
    • Исследование общих и специальных способностей учащихся (методики Р.Амтхауэра и Школьный тест умственного развития). Данная диагностика позволяет не только выявить уровень умственных способностей, но и определить преобладание математических, гуманитарных или естественных способностей.
    • Исследование интересов и склонностей учащихся (мы используем как давно известные методики, например, Голомштока «Карта Интересов», «Активизирующий профориентационный опросник» Пряжникова, так и модифицированные: методика, разработанная на основе опросника Пряжникова и включающая в себя несколько компонентов (интерес, умение и желание заниматься определенным видом деятельности).
    • Анкетирование (опрос учащихся с целью выявления их личного желания по выбору профиля обучения).
  2. Профориентационные тренинги, включающие в себя как игровые, так и лекционные занятия. Программа тренинга разработана психологами школы.
  3. Индивидуальные консультации (по запросу), связанные с выбором профессии и учебной профилизацией.

Одной из основных задач психологической службы нашей школы является поддержка учащихся в их выборе профильного класса или помощь в изменении принятого ранее решения (в отдельных случаях школа предоставляет возможность учащимся изменить выбранный профиль класса).

Работа психологической службы происходит в тесном сотрудничестве со всеми службами (воспитательной, социальной) и вносит вклад в постановку и выполнение педагогических задач по формированию гармонично развитой и цельной личности.

Руководитель психологической службы школы Беляева В. В.