Методическое объединение учителей гуманитарного факультета 14.10.2015

«Надо любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь»

Методическая тема гуманитарной кафедры на 2015-2016 учебный год: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях введения ФГОС».

Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности и непрерывное совершенствование профессиональной компетентности педагогов школы.

Задачи:

- создать условия для включения педагогов в инновационную деятельность, направленную на формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях перехода на ФГОС второго поколения;

- реализовать систему мероприятий по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов школы через участие в конкурсах профессионального мастерства, курсовую подготовку, экспериментальную и исследовательскую деятельность, участие в профессиональных педагогических сообществах;

- осуществить работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

Прогнозируемый результат: сформировать выпускника, готового использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач, способного откликаться на возникающие перед государством проблемы, понимающего общую ситуацию, умеющего системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ним жизненные и профессиональные задачи.

Основными направлениями методической работы являются:

  • Осмысление современных программно-методических требований к преподаванию русского языка и литературы;
  • Обеспечение стабильности качества знаний учащихся;
  • Совершенствование системы профильного обучения, с использованием проектной и исследовательской деятельности учащихся с целью формирования у них основы научного мышления;
  • Методическая работа по подготовке учащихся к сдаче экзаменов в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Организационные формы работы

1. Заседания МО
2. Индивидуальные консультации по вопросам преподавания предмета, проведения внеклассных мероприятий, научно-методической работы.
3. Участие в «Предметной неделе».
4. Взаимопосещение уроков.
5. Выступления на МО, семинарах.
6. Работа в творческих проблемных группах.
7. Повышение квалификации на различных курсах.

На гуманитарной кафедре работают 15 человек:

В 2014 – 2015 учебном году в состав МО учителей гуманитарного цикла входило 15 педагогов. К 2016 году состав не изменился.

13 учителей имеют высшую категорию (в том числе 1 кандидат филологических наук, 1 – заслуженный учитель; 1- почетный работник общего образования РФ; 1 - Отличник народного просвещения)

1 учитель имеет I категорию. 1учитель молодой специалист.

Учителя Акулова М.В., Гриппас Т.А., Сухорукова И.Л., Белова Е.Б. являются экспертами ЕГЭ, учитель Машкова И.В. – эксперт ОГЭ.

Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов гуманитарного цикла, способных успешно реализовывать поставленные задачи.

В течение всего учебного года учителями гуманитарной кафедры ведется постоянная работа по совершенствованию содержания учебно-методических комплексов: разработка, накопление и систематизация дидактического материала, в котором отражается опыт работы учителей по формированию и развитию учебно-познавательной компетенций учащихся, а также представлены разработки в рамках своей методической темы.

Методические темы учителей на 2015 – 2016 учебный год

Ф.И.О. учителя

Методическая тема

  1. Акулова М. В.

Формирование речевой культуры как средства личностного развития школьника

  1. Ананьева О.М.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов на уроках литературы.

  1. Гниломедова Н.Т.

Формирование мотивации к изучению русского языка и литературы на уроках и внеурочной деятельности.

  1. Молчанова Е.С.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.

  1. Гниломедова А.

Формирование синтаксических умений у учащихся 5-9 классов

  1. Машкова И.В.

Лингвистические задания по русскому языку как средство развития познавательных способностей учащихся.

  1. Коштиал К.В.

Преподавание литературы в старшей школе в историко-литературном контексте.

  1. Руткевич М. В.

Организация проектной деятельности учащихся на уроках литературы с целью формирования коммуникативной компетенции

  1. Федоров А.В.

Реализация межпредметных связей историко-литературного курса.

  1. Солнцева Н.Н.

Организация проектной деятельности учащихся на уроках истории с целью формирования коммуникативной компетенции

  1. Белова Е.Б.

Формирование ценностно-смысловой компетенции учащихся на уроках истории и обществознании.

  1. Гриппас Т.А.

Разработка материалов для подготовки обучающихся к ОГЭ

  1. Сухорукова И.Л.

Формирование социокультурной компетенции учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

  1. Кузнецова Н.В.

Современный урок изобразительного искусства как элемент модернизации Основной образовательной Программы Гимназии

  1. Ященко О.М.

Формирование вокально-певческих навыков учащихся

На старшей ступени реализуется система профильного обучения, с использованием проектной и исследовательской деятельности учащихся с целью формирования у них основы научного мышления.

Многие учителя кафедры являются руководителями проектных и научно-исследовательских работ учащихся. Учащиеся гимназии неоднократно становились лауреатами, призерами и победителями различных конкурсов и научно-практических конференций («Диалог культур», «Человек и общество», «Ломоносовские чтения» и др.).

В рамках предпрофильного обучения учащиеся гуманитарного класса имеют возможность выбрать элективные курсы «Стилистика», «Зарубежная литература».

Преподавание истории, обществознания, русского языка и литературы в гимназии ведется по государственным программам для общеобразовательных учреждений: для классов, изучающих предмет на базовом, предпрофильном и профильном уровнях. В классах гуманитарного профиля реализуются программы для классов с расширенным изучением литературы и истории. Учебники, используемые для преподавания истории, обществознания, русского языка и литературы, входят в Федеральный перечень учебников.

Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с применением современных педагогических технологий в период перехода на ФГОС нового поколения в основной школе и необходимостью использования новых методик, приемов, технологий обучения. Поставленные перед педагогами задачи решаются через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работе со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков обучающихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.

Одним из важных аспектов в деятельности МО является изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников. Преподавание предметов гуманитарного цикла осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода к образовательному процессу. Учителя используют в своей педагогической деятельности как традиционные, так и новые педагогические технологии.

С целью повышения качества образования, успешной подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ учителями в течение учебного года регулярно проводятся индивидуально-групповые занятия по предметам.

Все учителя кафедры постоянно совершенствуют свои знания в области методики преподавания истории, обществознания, русского языка и литературы, регулярно проходя обучение на курсах повышения квалификации.

Учителя гимназии регулярно выступают с докладами на окружных, городских, всероссийских научно-методических семинарах и конференциях.

В системе дополнительного образования работают литературные и дискуссионные клубы.

На кафедре гуманитарного направления трудятся люди творческие, активно принимающие участие во всех коллективных делах гимназии.